Подписание нового союзного договора. Новый союзный договор. О Михаиле Горбачеве
Пытаясь остановить распад государства и отдавая себе отчет, что в новых условиях использование старых форм и методов не может принести положительных результатов, руководство СССР предприняло попытку создать новую правовую основу существования Союза. Исходя из того, что реально сложившаяся в предшествующие годы форма государственного единства страны подвергается беспощадной критике, и в какой-то степени обоснованной, был избран путь ее изменения.
20 июня 1990 г. состоялась первая рабочая встреча представителей республик по подготовке предложений к новому Союзному договору. Позиция реформаторов была представлена в выступлении Р.Н. Нишанова, который от имени Совета Федерации высказался за многовариантность форм федеративного устройства, предполагающую многообразие отношений между советскими республиками, а также между каждой из них и Союзом. В его выступлении выдвигалась идея о том, что формы межреспубликанских связей могут варьироваться от федеративных до конфедеративных. Такая позиция представителей Союза, по сути, способствовала дальнейшему его развалу в силу того, что этим признавалась как бы ненужность СССР в существующем виде. Вместе с тем СССР мог существовать, только исполняя те функции, которые к нему отошли исторически. Отказываясь от них, он отказывался и от своей исторической перспективы. Поэтому первые заявления союзных лидеров о возможности конфедеративных связей между республиками были одновременно и констатацией отказа от СССР как государства.
Нельзя сказать, что руководство СССР ничего не предпринимало для того, чтобы остановить действия республик, разрушавшие Союз. В постановлении Съезда народных депутатов "О положении страны и первоочередных мерах по преодолению сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуации", принятом 24 декабря 1990 г., помимо того, что перспектива окончательного урегулирования отношений между центром и республиками по-прежнему связывалась с заключением нового Союзного договора, содержались и конкретные положения, которые, по мнению авторов и законодателей, должны были бы нормализовать взаимоотношения в федерации. В частности, в противовес декларациям республик о государственном суверенитете подтверждалось верховенство законов СССР на всей его территории, правда, с некоторыми оговорками: "До подписания Союзного договора действуют те законы республик, которые не противоречат Конституции СССР, а также законам СССР, принятым в пределах его полномочий". Кроме того, Президенту СССР совместно с высшими должностными лицами республик предписывалось разработать и подписать до конца 1990 г. Временное соглашение по экономическим вопросам на 1991 г., позволяющее сформировать бюджеты Союза и республик. От руководства республик, краев и областей требовалось отменить ограничения, препятствующие перемещению по территории страны продовольствия, товаров народного потребления, материальных ресурсов для их производства.
К проблеме Союзного договора возвращаются и в постановлении "Об обшей концепции нового Союзного договора и порядке его заключения", принятом 25 декабря 1990 г. Съездом народных депутатов Союза, в котором говорилось о необходимости сохранить старое название, целостность государства, преобразовав его в добровольный равноправный союз суверенных республик - демократическое федеративное государство. Мыслилось, что обновленный Союз должен основываться "на волеизъявлении народов и принципах, изложенных в декларациях республик и автономий о государственном суверенитете, призван обеспечивать: равноправие всех граждан страны независимо от их национальности и места проживания; равноправие народов, какой бы ни была их численность, их неотъемлемое право на самоопределение и свободное демократическое развитие, территориальную целостность субъектов федерации; гарантии прав национальных меньшинств...".
В результате напряженной работы ученых и политиков, представителей центра и республик в Ново-Огареве был согласован проект Договора о Союзе суверенных государств, который после изменений и уточнений, внесенных представителями республик, Советом Федерации и подготовительным комитетом, образованным четвертым Съездом народных депутатов СССР, был опубликован и направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР.
В процессе разработки нового Союзного договора возник вопрос о месте и роли автономий. Этому была посвящена встреча Президента СССР и Председателя Верховного Совета РСФСР с председателями Верховных Советов автономных республик, состоявшаяся 12 мая 1991 г. в Кремле. На ней было подтверждено, что автономные республики подписывают Союзный договор как члены Союза ССР и РСФСР. Однако представитель Татарстана Шаймиев заявил, что его республика намерена подписать Договор только как член СССР с последующим заключением договора с Россией.
15 февраля 1991 г. состоялась встреча министров иностранных дел СССР и союзных республик и их представителей. Участники форума приняли решение о создании Совета министров иностранных дел СССР и союзных республик, который будет представлять собой механизм участия республик в выработке, осуществлении и координации внешнеполитической деятельности СССР, конкретного обсуждения международных проблем, нахождения решений по организационным и иным вопросам. Главная цель создания Совета - взаимодействие для более полного и гармоничного учета интересов Союза и республик во внешнеполитической сфере.
За оценками событий 20-летней давности, связанных с ГКЧП, чуть ли не в тень ушла основная причина, толкнувшая часть партийно-государственного руководства СССР на столь радикальные действия. На 20 августа 1991 года было намечено подписание специально подготовленного Союзного договора. Новое федеративное государство предполагалось назвать Союзом Суверенных Советских Республик, с прежней аббревиатурой - СССР.
Новоогаревский процеcc
В ходе горбачевской перестройки противоречия между центром и республиками нарастали. Необходимо было в срочном порядке разработать проект Союзного договора, который устроил бы все 15 союзных республик. Однако время было упущено и центробежные тенденции в некоторых из них приобретали характер необратимых.
К концу 1990 года о своем нежелании участвовать в договорном процессе заявили Литва, Латвия, Эстония, Грузия (без Абхазии и Южной Осетии), Армения, Молдавия (без Приднестровья и Гагаузии).
Между тем в марте 90-го года на состоявшемся Всесоюзном референдуме за "сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик" проголосовало свыше 76 процентов населения. И этот очевидный результат позволил Михаилу Горбачеву резко интенсифицировать разработку проекта.
Первое заседание по подготовке договора состоялось 24 мая 1991 в подмосковной резиденции президента СССР Ново-Огарево (отсюда и название процесса). В нем приняли участие представители девяти республик - РСФСР, УССР, БССР, Азербайджана и пяти центральноазиатских.
После долгих и моментами весьма напряженных дискуссий в июне удалось прийти к компромиссу: СССР должен трансформироваться в мягкую федерацию. За союзным центром оставались вопросы обороны, безопасности, внешней политики, единой финансовой политики (эмиссия союзной валюты), общей инфраструктуры. В ведение союзных республик передавалось большинство экономических вопросов, вопросы социальной и культурной политики, вводилось гражданство союзных республик.
Предполагалось, что новым главой союзного правительства станет президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Подготовленный Союзный договор считался открытым к подписанию всеми республиками с 20 августа 1991 года.
Позиция России
К августу 1991 года в окружении президента России Ельцина не было единого мнения о новом Союзном договоре. Вообще, позиция российского руководства по заключению договора была крайне двойственной. С одной стороны, Борис Ельцин выступал за создание обновленного Союза, с другой - уже с зимы 1991 года велись переговоры о создании некой конфедерации России-Украины-Белоруссии-Казахстана "по горизонтали" без участия Союзного центра.
Мало кто знает, что первая попытка заключения "Беловежских соглашений" была предпринята еще в феврале 1991-го. Эту идею активно поддерживали Борис Ельцин и Леонид Кравчук, тогда глава Верховного Совета Украины. Однако белорусский премьер-министр Вячеслав Кебич и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев выступили против.
Последовательным сторонником Союзного договора был исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов, хотя и высказывал определенные претензии к его тексту. В интервью "Радио Свобода" в августе 2001 года Руслан Хасбулатов вспоминал: "Мы с Ельциным много спорили - идти нам на совещание 20 августа? И, наконец, я убедил Ельцина, сказав, что, если мы даже не пойдем туда, не составим делегацию, это воспримут, как наше стремление развалить Союз".
За позицией российского руководства крайне внимательно следили в других союзных республиках, прежде всего, на Украине.
Антисоюзные настроения летом 1991 года были сильны только на Западе Украины и частично в Киеве. Центр Украины и Левобережье активно выступали за подписание договора и сохранение Союза - на референдуме более 70 процентов граждан Украины голосовали за него.
Украинское правительство же больше всего было озабочено защитой потребительского рынка республики. В ноябре 1990 года на Украине были введены карточки. С того времени украинцы вместе с заработной платой в советских рублях стали получать и разноцветные "простыни купонов", без которых было сложно купить что-то в системе госторговли.
Некоторые украинские эксперты задним числом стали заявлять, что уже тогда Украина стала вводить собственную валюту. Мягко говоря, они лукавят. Жители российских мегаполисов помнят такие же талоны практически на все потребительские товары - от сигарет до сахара.
Кризис потребительского рынка был общим для всех. Между тем на фоне общесоюзного кризиса появилось много горе-экономистов, упорно доказывающих, что "Украина кормит весь Союз" и что через несколько лет независимая Украина обязательно станет "второй Францией".
Объективности ради надо сказать, что подобные разговоры были тогда весьма популярны и в России. "Союзные республики висят на нашей экономике тяжким бременем" - звучало настойчивым рефреном.
Вопреки расхожему штампу, Запад не был летом 1991 года заинтересован в распаде СССР. Уже вползала в гражданскую войну еще одна социалистическая федерация - Югославия, и получить новый очаг напряженности с ядерным оружием было бы слишком.
Во время визита в Киев в начале августа 1991 года тогдашний президент США Джордж Буш-старший довел до украинского руководства, что Соединенные Штаты не заинтересованы в появлении независимой Украины.
Почему Союз не состоялся?
Спустя 20 лет вновь встает вопрос: был ли у нового Союза шанс?
По мнению непосредственного и активного участника тех событий, бывшего президента Татарстана Ментимера Шаймиева, "как бы там ни было, но Союз имел реальные шансы на сохранение с предоставлением широких полномочий союзным республикам".
Необходимо сказать, что огромную роль в срыве процесса создания нового Союза сыграл личный фактор. В неприятии конфедерации самым удивительным образом объединились, казалось бы, противостоящие друг другу силы. С одной стороны их составляли "охранители" прежнего СССР из консервативного крыла партийно-государственного руководства (действия путчистов были направлены, прежде всего, на срыв подписания нового Союзного договора). А с другой - активно формирующиеся в то время псевдодемократические элиты, представленные выходцами из республиканского руководства КПСС, которые хотели всей полноты власти на своих территориях – бывших союзных республиках. Не стала исключением в этом смысле и Россия во главе с ее лидером Ельциным.
После провала ГКЧП Михаил Горбачев еще пытался реанимировать новоогаревский процесс и создать хоть какое-то образование на обломках СССР.
На 9 декабря 1991 года семью республиками (без Украины и Азербайджана) было намечено подписание договора о создании конфедеративного Союза со столицей в Минске.
Однако 8 декабря лидеры России, Украины и Белоруссии объявили в Беловежской пуще о роспуске СССР и создании СНГ.
Большинство населения трех славянских республик посчитало, что Содружество станет новым форматом Союза, однако эти надежды не оправдались.
Двадцать лет спустя
Ни одна из бывших союзных республик, включая прибалтийских пионеров выхода из СССР, нефтяной Азербайджан и собственно Россию, не выиграла от распада единого государства, точнее, от разрушения общего экономического пространства.
Советская экономика имела очень высокий уровень кооперации, до 80 процентов продукции создавалось совместно, а затем распределялось по республикам. Развал общесоюзного рынка привел к обвальному падению производства, галопирующей инфляции, исчезновению наукоемких отраслей производства.
Наиболее показательны в этом плане проблемы Украины после обретения независимости. Украинская авиакосмическая промышленность из-за разрыва кооперационных связей с Россией и недостатка финансирования в разы снизила объемы производства, были законсервированы многие крайне перспективные проекты, находящиеся в высокой степени готовности.
Спустя 20 лет многие идеи, заложенные в проекте Союзного договора, вновь становятся актуальными в ходе создания уже Евразийского Союза. Таможенный союз и ЕЭП ЕврАзЭС - фактически первые этапы создания нового Союза, прежде всего, экономической направленности.
Надо надеяться, нынешним политическим элитам постсоветских государств хватит мудрости не повторить ошибки 20-летней давности.
Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы - специально для РИА Новости.
Первое заседание по подготовке договора состоялось 24 мая 1991 в подмосковной резиденции президента СССР Ново-Огарево (отсюда и название процесса). В нем приняли участие представители девяти республик - РСФСР, УССР, БССР, Азербайджана и пяти центральноазиатских.
После долгих и моментами весьма напряженных дискуссий в июне удалось прийти к компромиссу: СССР должен трансформироваться в мягкую федерацию. За союзным центром оставались вопросы обороны, безопасности, внешней политики, единой финансовой политики (эмиссия союзной валюты), общей инфраструктуры. В ведение союзных республик передавалось большинство экономических вопросов, вопросы социальной и культурной политики, вводилось гражданство союзных республик.
Предполагалось, что новым главой союзного правительства станет президент Казахстана . Подготовленный Союзный договор считался открытым к подписанию всеми республиками с 20 августа 1991 года.
Позиция России
К августу 1991 года в окружении не было единого мнения о новом Союзном договоре. Вообще, позиция российского руководства по заключению договора была крайне двойственной. С одной стороны, Борис Ельцин выступал за создание обновленного Союза, с другой - уже с зимы 1991 года велись переговоры о создании некой конфедерации России-Украины-Белоруссии-Казахстана "по горизонтали" без участия Союзного центра.
Мало кто знает, что первая попытка заключения "Беловежских соглашений" была предпринята еще в феврале 1991-го. Эту идею активно поддерживали Борис Ельцин и Леонид Кравчук, тогда глава Верховного Совета Украины. Однако белорусский премьер-министр Вячеслав Кебич и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев выступили против.
Последовательным сторонником Союзного договора был исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов, хотя и высказывал определенные претензии к его тексту. В интервью "Радио Свобода" в августе 2001 года Руслан Хасбулатов вспоминал: "Мы с Ельциным много спорили — идти нам на совещание 20 августа? И, наконец, я убедил Ельцина, сказав, что, если мы даже не пойдем туда, не составим делегацию, это воспримут, как наше стремление развалить Союз".
За позицией российского руководства крайне внимательно следили в других союзных республиках, прежде всего, на Украине.
Позиция Украины
Антисоюзные настроения летом 1991 года были сильны только на Западе Украины и частично в Киеве. Центр Украины и Левобережье активно выступали за подписание договора и сохранение Союза - на референдуме более 70 процентов граждан Украины голосовали за него.
Украинское правительство же больше всего было озабочено защитой потребительского рынка республики. В ноябре 1990 года на Украине были введены карточки. С того времени украинцы вместе с заработной платой в советских рублях стали получать и разноцветные "простыни купонов", без которых было сложно купить что-то в системе госторговли.
Некоторые украинские эксперты задним числом стали заявлять, что уже тогда Украина стала вводить собственную валюту. Мягко говоря, они лукавят. Жители российских мегаполисов помнят такие же талоны практически на все потребительские товары - от сигарет до сахара.
Кризис потребительского рынка был общим для всех. Между тем на фоне общесоюзного кризиса появилось много горе-экономистов, упорно доказывающих, что "Украина кормит весь Союз" и что через несколько лет независимая Украина обязательно станет "второй Францией".
Объективности ради надо сказать, что подобные разговоры были тогда весьма популярны и в России. "Союзные республики висят на нашей экономике тяжким бременем" - звучало настойчивым рефреном.
Вопреки расхожему штампу, Запад не был летом 1991 года заинтересован в распаде СССР. Уже вползала в гражданскую войну еще одна социалистическая федерация - Югославия, и получить новый очаг напряженности с ядерным оружием было бы слишком.
Во время визита в Киев в начале августа 1991 года тогдашний президент США довел до украинского руководства, что Соединенные Штаты не заинтересованы в появлении независимой Украины.
Почему Союз не состоялся?
Спустя 20 лет вновь встает вопрос: был ли у нового Союза шанс?
По мнению непосредственного и активного участника тех событий, бывшего президента Татарстана Ментимера Шаймиева, "как бы там ни было, но Союз имел реальные шансы на сохранение с предоставлением широких полномочий союзным республикам".
Необходимо сказать, что огромную роль в срыве процесса создания нового Союза сыграл личный фактор. В неприятии конфедерации самым удивительным образом объединились, казалось бы, противостоящие друг другу силы. С одной стороны их составляли "охранители" прежнего СССР из консервативного крыла партийно-государственного руководства (действия путчистов были направлены, прежде всего, на срыв подписания нового Союзного договора). А с другой - активно формирующиеся в то время псевдодемократические элиты, представленные выходцами из республиканского руководства КПСС, которые хотели всей полноты власти на своих территориях - бывших союзных республиках. Не стала исключением в этом смысле и Россия во главе с ее лидером Ельциным.
После провала ГКЧП Михаил Горбачев еще пытался реанимировать новоогаревский процесс и создать хоть какое-то образование на обломках СССР.
На 9 декабря 1991 года семью республиками (без Украины и Азербайджана) было намечено подписание договора о создании конфедеративного Союза со столицей в Минске.
Однако 8 декабря лидеры России, Украины и Белоруссии объявили в Беловежской пуще о роспуске СССР и .
Большинство населения трех славянских республик посчитало, что Содружество станет новым форматом Союза, однако эти надежды не оправдались.
Двадцать лет спустя
Ни одна из бывших союзных республик, включая прибалтийских пионеров выхода из СССР, нефтяной Азербайджан и собственно Россию, не выиграла от распада единого государства, точнее, от разрушения общего экономического пространства.
Советская экономика имела очень высокий уровень кооперации, до 80 процентов продукции создавалось совместно, а затем распределялось по республикам. Развал общесоюзного рынка привел к обвальному падению производства, галопирующей инфляции, исчезновению наукоемких отраслей производства.
Наиболее показательны в этом плане проблемы Украины после обретения независимости. Украинская авиакосмическая промышленность из-за разрыва кооперационных связей с Россией и недостатка финансирования в разы снизила объемы производства, были законсервированы многие крайне перспективные проекты, находящиеся в высокой степени готовности.
Спустя 20 лет многие идеи, заложенные в проекте Союзного договора, вновь становятся актуальными в ходе создания уже Евразийского Союза. и ЕЭП ЕврАзЭС - фактически первые этапы создания нового Союза, прежде всего, экономической направленности.
Надо надеяться, нынешним политическим элитам постсоветских государств хватит мудрости не повторить ошибки 20-летней давности.
Проект нового Союзного договора
Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым переходит к следующим действиям:
- Проведение общесоюзного референдума, на котором большинство избиратетелей высказались за сохранение СССР;
- Учреждение поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;
- Проект создания нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.
Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.
Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.
Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.
Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.
В начале апреля 1990 г. был принят Закон «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР», которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.
Но почти одновременно с этим принят Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.
Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с избранием Бориса Ельцина 29 мая 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета Иваном Полозковым.
Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.
С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти, РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.
12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.
12 января 1991 года Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признают друг друга суверенными государствами.
На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту должность.
ГКЧП и его последствия
Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота (ГКЧП, известную также как «августовский путч» 19 августа 1991 года). Однако то, как он проводился, напоминает скорее манёвр для ускорения передачи власти.
Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзные республики. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.
С выхода в сентябре 1991 года из состава СССР прибалтийских республик, он состоял из 12 республик.
28 октября 1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.
6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.
Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991 года, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным.
14 ноября 1991 года семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.
Провозглашение независимости республиками СССР
Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Государственный Совет СССР (созданный 5 сентября 1991 орган, состоящий из глав союзных республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость лишь трёх балтийских республик (6 сентября 1991, постановления Госсовета СССР № ГС-1, ГС-2, ГС-3). 4 ноября В. И. Илюхин возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и Конституцию СССР и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и государственной безопасности СССР. После этого Илюхин был уволен из прокуратуры СССР.
Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ
В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной.
8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии Б.Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад. Примечательным фактом является также и то, что на данный момент оригинал Беловежских соглашений исчез.
11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело.
12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось некоторыми как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования.
17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.
21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, было подписано так называемое Алмаатинское соглашение, ставшее основой СНГ.
СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).
Завершение распада и ликвидация властных структур СССР
Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей.
По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины, которая претендовала на право распоряжаться имуществом СССР.
25 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.
26 декабря 1991 года сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)).
26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.
После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н. «постсоветское пространство».
Последствия в краткосрочной перспективе
Преобразования в России
Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:
- в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;
- в политической области — запрет КПСС (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993 года).
В июле 1991 года Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.
Межнациональные конфликты
В последние годы существования СССР на его территории был активно использован потенциал межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:
- Карабахский конфликт — война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
- Грузино-абхазский конфликт — конфликт между Грузией и Абхазией;
- Грузино-южноосетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;
- Осетино-ингушский конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
- Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;
- Первая чеченская война — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;
- Конфликт в Приднестровье — борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.
По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988—96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек.
Раздел Черноморского флота
Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 г. с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами.
Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца Адмирал Флота Кузнецов: он был достроен к 1989 г. В декабре 1991 г. ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998 г.
Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана
В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.
24 октября 1991 года принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины. 14 января 1992 г. подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.
5 Декабря 1994 года в Будапеште был подписан Меморандум, которым Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать совет безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.
В Белоруссии безъядерный статус закреплён в Декларации о независимости и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности.
Казахстан в течение 1992—1994 г. передаёт России до 1150 единиц стратегических ядерных вооружений.
Статус космодрома Байконур
Крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР оказывается в критическом положении — финансирование обрушилось, а сам космодром оказался на территории Республики Казахстан. Его статус урегулирован в 1994 г. с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде.
Распад СССР с точки зрения права
Законодательство СССР
До декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статье 4 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР), несмотря на многочисленные внесенные в неё поправки, исключающие упоминание СССР.
Статья 72 Конституции СССР 1977 года определяла:
За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.
Порядок реализации этого права, закреплённый законом, соблюдён не был (см. выше), однако был как бы «легитимизирован», главным образом, внутренним законодательством государств, вышедших из СССР, а также последующими событиями, например их международно-правовым признанием со стороны мирового сообщества — все 15 бывших союзных республик признаются мировым сообществом как независимые государства и представлены в ООН.
А это означает, что чисто юридически в силу несоблюдения республиками процедуры выхода и исчезновения оригинала соглашения, где констатируется распад, СССР существует и поныне, но об этом не принято говорить. Однако страх перед неожиданным «вспоминанием» этого факта у Запада есть и выражается в их культуре:
Международное право
Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик.
Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918—1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918—1921 гг.
Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость.
Азербайджан объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его).
Оценки
Оценки распада СССР неоднозначны. США — противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. И даже учредили медаль «За победу в Холодной войне».
В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее.
Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года,
— сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер в интервью, показанном в телепередаче «Репетиция конца света» канала CNN. Или недавняя нашумевшая истерика представителя США в ООН Саманты Пауэр, говорившую Виталию Чуркину о том, что Россия проиграла холодную войну и не имеет право так себя вести, после того как Россия в лице Чуркина наложила вето на резолюцию по Украине.
25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил:
Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию.
Аналогичное мнение в 2008 году высказал президент Белоруссии А. Г. Лукашенко:
Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира. Многие надеялись, что окончание «холодной войны» станет избавлением от больших военных расходов, а высвободившиеся ресурсы будут направлены на решение глобальных задач — продовольственных, энергетических, экологических и других. Но эти ожидания не оправдались. На смену «холодной войне» пришла еще более ожесточенная борьба за энергоресурсы. По сути, начался новый передел мира. В ход идут любые средства, вплоть до оккупации независимых государств.
В октябре 2009 года в интервью с главным редактором Радио «Свобода» Людмилой Телень первый и единственный президент СССР М. С. Горбачёв признал свою ответственность за развал СССР:
Людмила Телень:
Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз?
Михаил Горбачёв:
Заключение
Согласно данным шестой волны регулярных международных опросов населения в рамках программы «Евразийский монитор», о распаде Советского Союза сожалеют 52% опрошенных жителей Белоруссии, 68% — России и 59% — Украины; не сожалеют, соответственно, 36%, 24% и 30% респондентов; 12%, 8% и 11% затруднились ответить на этот вопрос.
Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества.
«Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию безудержного «свободного» рынка, подчинённого транснациональным корпорациям и ростовщической олигархии. Эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.
В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо неё началось формирование политической системы, основанной на разделении властей. С введение 13 статьи в Конституцию 1993 года у государства была отобрана возможность назначать цели развития (идеологию), а значит страна стала криптоколонией.
Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионы (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей, которая для СССР не была решена, а вот Россия в начале 2000-ых во многом благодаря В.В. Путину справилась с этой задачей, хотя тенденции вели в сторону разрушения и России, как государства (опять таки в полном соответствии с Директивой 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 года).
Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.
К началу XXI века Россия утратила статус великой мировой державы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.
Новый стратегический курс был предложен В.В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности, опору на народ и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учётом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории прошлых веков.
Новый интеграционный проект Евразийского Союза, который официально оформляется 1 января 2015 года, в перспективе объединит много больше стран, чем СССР, потому что Россия вышла из периода неурядиц с новым проектом глобализации по-русски, который выражается в простой идее, которая опирается на философию Русской цивилизации:
Люди — давайте станем Человеками!
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвёл; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встаёт Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает,
Как безобразный сон, как тень,
Перед ним минувшее мелькает.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Экономика выходила из-под контроля правительства. Все сильнее ощущался пресс социальных факторов - массовых забастовок, экономических блокад, прекращения работы промышленных объектов из-за загрязнения окружающей среды, особенно атомных электростанций. В едином еще вчера народнохозяйственном механизме все это вызывало сбои и дестабилизацию, которую в условиях фоне кризиса преодолевать было все сложнее. Началось снижение объемов производства, возрастал дефицит государственного бюджета, эмиссия рубля вела к усилению инфляционных тенденций.
В этой ситуации правительство Рыжкова разработало наконец программу выхода из кризиса. Ее готовила рабочая группа во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР академиком Л.И.Абалкиным. Программа, представленная в конце мая 1990 г. на сессии Верховного Совета СССР, исходила из идеи стабилизации экономики как основного условия ее перехода к рынку. Выбранный курс "сначала стабилизация, а потом рынок" предполагал сочетание государственного начала с элементами рыночных отношений. Вводить рыночные отношения предполагалось в три этапа, начиная с 1991-1992 гг. Действительно глубокие рыночные механизмы, основанные на антимонопольном законодательстве и конкуренции, разрешении зарубежных инвестиций и частичной конвертируемости рубля, предполагалось "запустить" только в 1993-1995 гг.
Одновременно с правительственной программой Рыжкова - Абалкина был сформулирован и более радикальный вариант, в итоге получивший название "500 дней". Его готовила группа молодых экономистов, в которую входили Г.Явлинский, М.Задорнов, А.Михайлов и ряд других. За "500 дней" предполагалось радикально реформировать экономику, полностью отказавшись от регулирующей роли государства, в том числе и от ценовой политики, провести широкую приватизацию. Основная идея программы, таким образом, сводилась к регулирующей роли рынка. Этот более радикальный вариант был поддержан оппозиционно настроенными депутатами, а позже Ельциным и правительством РСФСР во главе с Силаевым. В этой ситуации реализация программы Рыжкова - Абалкина была фактически невозможна, поскольку РСФСР хотела выходить из кризиса на основе более радикальных мер, а программы носили взаимоисключающий характер. Тогда между Горбачевым и Ельциным был достигнут компромисс, и был подготовлен общесоюзный вариант программы "500 дней", дополненный 20 базовыми законопроектами и получивший известность как план Шаталина - Явлинского. Важным моментом программы было то, что ее осуществление предполагалось одновременно на всем пространстве бывшего СССР, а следовательно, становилось условием нового характера межреспубликанских отношений на основе экономического союза. Вопрос о том, насколько программа "500 дней" могла действительно вывести страну из экономического кризиса, является одним из наиболее дискуссионных в современной литературе. Исследователи отмечают ее явные пробелы и существенные недостатки. Так, в программе не были разработаны четкие механизмы приватизации, проведения денежной реформы, отсутствовала ясная концепция земельной собственности. Но не эти вопросы определили роль программы "500 дней" в тогдашней политической борьбе. Осенью 1990 г. гораздо более важное значение имело то обстоятельство, что в новой модели советской экономики не нашлось места для союзных министерств и ведомств, кардинальному реформированию должно было подвергнуться правительство СССР.Основная экономическая нагрузка переносилась из центра в республики. Следствием этого неизбежно стали бы иные полномочия и функции основных институтов политической системы - Съезда народных депутатов и Президиума Верховного Совета СССР, не говоря о ЦК КПСС.В начале октября 1990 г. под мощным напором сил, интересы которых должна была затронуть программа, она потерпела поражение. Еще более отчетливо антирыночные настроения прозвучали на пленуме ЦК партии 9 октября 1990 г. Члены ЦК настаивали на том, что в сложившейся ситуации на первый план выходят не экономические реформы, а политические решения, способные противостоять "экстремистским силам". В тот же день на сессии Верховного Совета СССР обсуждалось послание Горбачева "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике". Основная идея послания сводилась к тому, что Президент СССР отвергал решительный переход к рынку и склонялся к обновленному варианту мер в духе программы Рыжкова - Абалкина. От реального перехода к рынку в ней осталась только рыночная фразеология.
"Суверенизация"
Практически во всех республиках Союза к началу 1990 г. были приняты декларации о суверенитете. Решимость Российской Федерации проводить в жизнь программу "500 дней" перевела противоречия между центром и республикой на новый уровень. Дал трещину и хрупкий политический союз между Ельциным и Горбачевым, но гораздо важнее то, что была блокирована попытка экономического союза республик на качественной новой основе. 16 октября 1990 г. Ельцин обвинил Рыжкова в срыве совместных действий союзного и российского руководства по переходу к рынку, заявил, что РСФСР предполагает самостоятельно приступить к радикальным рыночным преобразованиям на основе раздела союзного и республиканского бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни. Идея экономической независимости России приобрела гораздо более радикальные контуры. Сразу же после этого правительство РСФСР начинает делать практические шаги по переделу собственности. 1 ноября Верховный Совет РСФСР обсуждает закон по переводу в собственность России находящиеся на ее территории природные ресурсы.
Усиление центробежных тенденций наблюдается в течение осени 1990 г. во всех без исключения республиках СССР.В конце октября 1990 г. II съезд Руха провозгласил борьбу за независимость Украины и восстановление демократической республики на ее территории мирным путем. Тогда же в Грузии одержало победу движение "Свободная Грузия". Грузинский парламент во главе с З.Гамсахурдия принял комплекс мер по переходу к полной независимости Грузии.
"Демократы" и "партократы"
В ситуации усиливавшегося не только экономического, но и политического кризиса в ноябре - декабре 1990 г. резко усилилась поляризация политических сил. Во всем многообразии партий и движений, ставших реальностью общественной жизни после отмены 6-й статьи советской Конституции, четко обозначились два основных крыла, на публицистическом жаргоне того времени называвшиеся "демократами" и "партократами" 20-21 октября 1990 г. произошло объединение всех демократических партий и организаций в движение "Демократическая Россия". Конец октября 1990 г. был временем, когда развитие "Демроссии" достигло своей высшей точки. Именно в этот момент она включала разнообразный спектр политических сил демократической ориентации и в целом имела весьма серьезную социальную базу, которая в течение 1991 г. постепенно растирялась. В конце октября 1990 г. в "Демроссию" входили сторонники Демократической партии России и Социал-демократической партии Российской Федерации, весьма представительной силой была Демократическая платформа в КПСС.К движению присоединились крестьянские и христианские партии, влиятельные общественные организации "Апрель" и "Мемориал", Союз "Молодая Россия". Сильной стратегической составляющей "Демроссии" была Конфедерация независимых профсоюзов, объединявшая представителей бастующих отраслей, где главной силой были шахтеры, и профсоюз военнослужащих "Щит". На Учредительном съезде "Демроссии" звучала нелицеприятная критика в адрес Горбачева, консервативно настроенных "силовых" министров Язова и Крючкова, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Лукьянова.
Процесс консолидации проходил и на другом фланге тогдашнего политического спектра. На фоне политического размежевания внутри КПСС резкая критика в адрес Горбачева звучит со стороны рядовых членов партии, приверженных планово-рыночной экономике и социалистическим ценностям. Центром их объединения стала депутатская группа "Союз" в Верховном Совете СССР, по существу контролировавшая деятельность союзного парламента. Ее идеологом и покровителем был Лукьянов.
Группа "Союз" пошла в решительное наступление на сессии Верховного Совета СССР в ноябре 1990 г., выступив с резкой критикой Президента и Председателя Совета Министров СССР.Горбачев пытался ответить на критические выступления депутатов, но их активность после этого только усилилась. Все признаки кризиса власти были налицо. В этой ситуации Горбачев был вынужден пойти на уступки, которые он обнародовал на следующий день в заявлении, названном журналистами "Восемь пунктов Горбачева". В документе развивалась идея укрепления президентской власти, создававшая основу последующего усиления союзных структур. Горбачев также заявил о преобразовании Совета Министров в Кабинет Министров, предрешив, по существу, отставку Рыжкова. Это заявление временно обеспечило поддержку Горбачева депутатской группой "Союз" и стало сигналом активизации консервативных сил в высшем эшелоне власти.
Ноябрь - декабрь 1990 г. прошли под флагом наступления консерваторов. Так, с резко консервативных позиций в телеинтервью выступают председатель КГБ Крючков и министр обороны Язов. Горбачев также продолжает движение навстречу консервативным силам. 4 декабря он заменяет министра внутренних дел Бакатина на значительно более консервативного Пуго, первым замом которого становится легендарный генерал-"афганец" Б.Громов. Перед вновь назначенными "силовиками" выдвигается задача борьбы с организованной преступностью, активизации действий против центробежных и националистических сил. Но наиболее решительные шаги Горбачева "в объятия" консерваторов были сделаны на IV Съезде народных депутатов, который открылся 17 декабря 1990 г. Свидетельством "новой игры" Горбачева стали выборы вице-президентом СССР серого и невыразительного бывшего комсомольского работника Г.Н.Янаева. Одиозность этой фигуры бросалась в глаза на фоне "альтернативных кандидатов" - министра иностранных дел Шеварднадзе, вполне уже обретшего свое политическое лицо как в стране, так и за ее пределами, и академика Е.М.Примакова. Назначение Янаева вызвало резкую реакцию Шеварднадзе: 21 декабря он произнес с трибуны съезда эмоциональную и несколько сумбурную речь, в которой заявил о своей отставке и предупредил мир об угрозе реакционного переворота и установлении диктатуры в СССР.В декабре 1990 г. правительство Рыжкова ушло в отставку, а вместо Совета Министров СССР был образован Кабинет министров во главе с премьер-министром В.С.Павловым.
События в Прибалтике
Конфликты между республиками и Москвой стали приобретать перманентный характер. Новый момент состоял в том, что для "урегулирования ситуации" стали предлагать свои посреднические услуги представители иностранных государств. Так, Ф.Миттеран и Г.Коль выступили в таком качестве, урегулируя отношения между Москвой и Вильнюсом. Но стабилизация отношений с Литвой носила временный характер, усиление консервативных сил в политическом руководстве СССР привело к резкому обострению отношений с Литвой в январе 1991 г. 10 января 1991 г. Горбачев направил Верховному Совету Литвы ультиматум, в котором потребовал в полной мере восстановить на территории республики действие Конституции СССР.После того как в республике стало известно о решении Министерства обороны СССР использовать войска для проведения в Литве и Латвии призыва на военную службу, напряженность в этих республиках резко усилилась. В тот же день в Вильнюс были направлены подразделения внутренних войск и спецподразделение "Альфа". Предполагалось отстранить от руководства республикой правительство Народного фронта и передать власть Комитету общественного спасения, за которым стояли фундаменталистские силы Компартии Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. подразделения Советской Армии и КГБ СССР захватили Телецентр в Вильнюсе, в результате столкновений с населением 14 человек было убито. Вокруг здания Верховного Совета Литвы стали строиться баррикады. После этих событий Горбачев окончательно лишился поддержки даже промосковски настроенной части интеллигенции. Вариант силового сохранения власти и целостности страны, опробованный Горбачевым в Вильнюсе, стал очевиден всей стране. Совершенно нелепыми выглядели уверения Президента в том, что он ничего не знал и никаких решений по этому вопросу не принимал. Через несколько дней по тому же сценарию события повторились в Риге. 22 января Ельцин решительно осудил применение силы в Прибалтике.
"Павловская" реформа
Почти сразу же после этих событий, 24 января 1991 г., буквально "как снег на голову", обрушилась денежная реформа. Согласно реформе, обмен 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 г. предполагалось провести в 3 дня. На выдачу наличных вкладов в Сбербанке были установлены ограничения в 500 руб. Страну охватила всеобщая паника, перед сберкассами люди устраивали буквально столпотворения. В результате реформы, проходившей под лозунгом премьер-министра Павлова "нанести смертельный удар по теневой экономике", удалось изъять из обращения от 5 до 10% предполагаемой избыточной денежной массы. С точки зрения социальных последствий в ситуации постоянной нехватки продуктов и элементарных товаров повседневного спроса, инфляции и общих тревожных ожиданий, трудно было придумать более дикую, нелепую и варварскую акцию. Озлобление людей достигло высшей точки, видимо, в эти дни они окончательно поняли, что от центра ничего хорошего ждать уже нельзя.
В этой обстановке союзное правительство объявило о введении с 1 февраля 1991 г. совместного патрулирования милицией и военными улиц крупных городов.
"Война законов"
После одностороннего перехода правительства РСФСР к программе рыночных преобразований, между центром и республикой началась "война законов". Она буквально парализовала всю конструктивную деятельность, экономический кризис углублялся, на местах из двух соперничавших структур получали порой взаимоисключающие распоряжения. Аналогичная ситуация сложилась почти во всех союзных республиках.
Идея заключения нового Союзного договора муссировалась Горбачевым с конца 1980-х годов. Она получила особую актуальность во время I Съезда народных депутатов и поначалу опиралась на концепцию максимально широкого республиканского хозрасчета. Апологетами этой идеи были республики Прибалтики, а настороженность к ней проявляли в Средней Азии, где республики регулярно и в значительных объемах дотировались из центра. В конце августа 1990 г. на совместном заседании Президентского совета и Совета Федерации Верховного Совета СССР было принято, наконец, решение о создании Подготовительного комитета по разработке нового Союзного договора из представителей республик и их руководителей при участии Президента СССР.Обсуждалось два основных варианта договора. Первый исходил из сохранения существующей союзной вертикали власти при ее существенном реформировании и представлял собой некий обновленный вариант федерации. Второй предполагал ликвидацию союзных органов, установление горизонтальных связей между республиками, которые и должны были стать условием функционирования нового Союза на конфедеративной основе. 23 ноября все республики, за исключением Прибалтики и Грузии приступили к обсуждению нового Союзного договора. В тексте документа речь не шла о социализме, вместо СССР страну предлагалось назвать "Союз Советских Суверенных Республик". Однако влияние центра, который продолжал настаивать на федеративном устройстве, ощущалось буквально к каждой статье. Зная о недостаточно радикальном характере нового Союзного договора и его общей непривлекательности для республик, Ельцин предпринял ряд самостоятельных усилий в этом направлении. Упредив действия Горбачева на три дня, он 20 ноября 1990 г. заключил двухстороннее соглашение с Украиной, по которому обе республики признавали суверенитет друг друга и декларировали необходимость экономического сотрудничества без участия союзного центра. Аналогичный документ спустя два дня был подписан между Россией и Казахстаном, а по итогам подписания Ельцин заявил, что это соглашение и закладывает модель нового Союза, формирует стержень, вокруг которого он будет построен. Эти действия Ельцина делали обсуждение представленного текста нового Союзного договора, по меньшей мере, запоздалым политическим шагом. В декабре 1990 г. IV Съезд народных депутатов обсудил идею Союзного договора и принял решение о проведении референдума по вопросу о сохранении Союза ССР.
После событий в Прибалтике настороженность в республиках по поводу собственного суверенитета и тех мер, на которые способен пойти центр по его ограничению, резко возросла. Эти события стали поводом для заявления Ельцина о необходимости создания своей, российской армии. В феврале республики еще больше дистанцировались от центра, а тенденция к интеграции и сохранению единого пространства постепенно переходит на уровень заключения межреспубликанских соглашений без горбачевского центра. 14 января 1991 г. Ельцин публично заявил о желании России, Украины, Белоруссии и Казахстана заключить четырехстороннее соглашение еще до нового Союзного договора. Горбачев, продолжавший, вопреки здравому смыслу, действовать в кризисных ситуациях напролом, заранее отказался признать результаты референдума о независимости Литвы, объявив его антиконституционным. 10 февраля 1991 г. в республике состоялся референдум. 90% принявших участие в голосовании высказалось за независимость Литвы.
Политическое и правовое противостояние между Москвой и союзными республиками продолжалось до "замирения " в Ново-Огарево 23 апреля 1991 г.
Мартовский референдум
Кризис федеративных отношений при отсутствии четкой политической линии центра, постоянных колебаниях Горбачева грозил переходом центробежных тенденций на качественно новый уровень. После референдума о независимости Литвы процесс выхода республик из СССР мог начаться в любой момент. Авторитет центра падал буквально день ото дня, а после социального недовольства павловской конфискацией и вильнюсских событий оказался практически на нулевой отметке. Поправить ситуацию в этом отношении, найти хоть какой-то временный баланс между центром и республиками, оттянуть, наконец, время должен был референдум о сохранении СССР.Идея референдума стала предметом обсуждения 16 января 1991 г. на Верховном Совете СССР.На референдуме, назначенном на 17 марта 1991 г., гражданам СССР предлагалось ответить на вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" Сама постановка вопроса изначально превращала референдум в объект политических манипуляций. Действительно, что могли означать слова "обновленная федерация", как конкретно предполагалось гарантировать в ней "права и свободы человека любой национальности"? И наконец, можно ли вообще спрашивать граждан страны о том, считают ли они необходимым сохранение собственно государства? Кроме того, референдум проходил в каждой республике по своим правилам; дополнительно к основному, гражданам предлагалось ответить одновременно и на другие "уточняющие" вопросы. В некоторых республиках референдум не проводился вообще. Тем не менее в голосовании приняло участие 148,6 млн. человек, или около 80% имевших право голоса граждан СССР. 113,5 млн человек, или 76,4% высказались за сохранение СССР.Вместе с тем 80% россиян, отвечая на "дополнительный" вопрос", поддержало проведение всеобщих выборов президента РСФСР.
Как и следовало ожидать, итоги референдума носили двусмысленный характер, не внесли ясности в ситуацию с федеральными отношениями, что только усилило неразбериху на местах. 28 марта собрался Чрезвычайный съезд народных депутатов РСФСР, решительный настрой которого испугал союзное руководство, и оно предприняло очередную "примерку" силовой политики. В день открытия съезда в столицу были введены войска, центр Москвы был взят в кольцо. Эти действия вызвали бурный протест депутатов, которые приостановили работу съезда до вывода войск из города. Все это вело только к усилению политической поляризации. Среди коммунистической части депутатов на съезде произошел раскол. Группа коммунистов во главе с А.Руцким заявила о своей поддержке Ельцина и создании фракции "Коммунисты - за демократию". Ельцина поддержали и шахтеры Кузбасса, принявшие в его поддержку ряд радикальных резолюций. В этой ситуации съезд предоставил Ельцину дополнительные полномочия и согласился на проведение в июне 1991 г. всенародных выборов Президента РСФСР.
Рост забастовочного движения
Забастовочное движение зимой - весной 1991 г. становилось все более мощным фактором в противостоянии центра и РСФСР. В конце февраля-начале марта Москву и Ленинград буквально захлестнула волна массовых демонстраций и контрдемонстраций. Противоборство между российскими реформаторами и центром вылилось на телеэкраны, поскольку у России появился свой телеканал. Ельцин по телевидению потребовал в отставки Горбачева и роспуска Верховного Совета СССР.Требования "демократов" получили поддержку со стороны независимых профсоюзов, особенно в угольных бассейнах Донбасса, Кузбасса и Воркуты. 1 марта началась мощная забастовка шахтеров. Наряду с требованием увеличения заработной платы в связи с назначенным на 2 апреля повышением розничных цен, шахтеры выдвигали целый "пакет" политических требований. Главными были требования отставки Горбачева, роспуска Верховного Совета СССР, национализации имущества КПСС, реальной многопартийности, запрещения деятельности первичных партийных организаций на предприятиях и в учреждениях (департизации).
Вместе с тем экономическая ситуация в начале весны еще более усугубилась. Из-за развала межреспубликанских связей союзный бюджет не получил около 40% поступлений из республик. Падение производства достигло 5%, национальный доход СССР снизился на 10%. Правительство Павлова пошло на повышение с 1 апреля 1991 г. розничных цен в 2-5 раз практически на все продовольственные и промышленные товары повседневного спроса, надеясь за счет этого прекратить ажиотажный спрос и выйти из товарного голода, снизить начавшуюся инфляцию. При таком повышении цен заработная плата увеличивалась только на 20-30%, выдавалась единовременная компенсация в размере 60 руб. После апрельского повышения цен социальная напряженность резко возросла, к бастующим шахтерам присоединились сотни трудовых коллективов. Их требования, наряду с экономическими, носили радикальный политический характер. Кроме отставки Горбачева и союзного Кабинета министров, бастующие требовали восстановления частной собственности на землю, выборов на основе реальной многопартийности, департизации предприятий. В апреле 1991 г. общее число бастовавших превысило 1 млн человек. Забастовки прекратились только после того как власти согласились перевести часть предприятий в республиканскую юрисдикцию с прекращением перечисления прибыли в союзный бюджет.
"Ново-Огаревский процесс"
Основной вывод, сделанный центром по итогам мартовского референдума, состоял в активизации подготовкам текста нового Союзного договора. 23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Горбачева в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти союзных республик (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана) и президента СССР, по результатам которой было сделано совместное заявление, получившее название "9+1". Выход из кризиса федеральных отношений в этом заявлении рассматривался как подготовка и согласование текста нового Союзного договора. Заявление "9+1" стало, пожалуй, единственным козырем Горбачева на пленуме ЦК партии в конце апреля 1991 г., когда 45 из 75 первых секретарей высказались за его отставку с поста Генерального секретаря.
Вместе с тем многочисленные встречи по согласованию текста нового Союзного договора, которые проходили в Ново-Огарево в мае - июле 1991 г., выявили значительные противоречия и расхождения как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром. Основной вопрос по-прежнему сводился к соотношению полномочий центра и республик. Россия и особенно Украина настаивали на конфедеративных отношениях. Представители центра, среди которых "первую скрипку" играл Лукьянов, настаивали на более тесных федеративных связях. Горбачев стремился в этой ситуации демонстрировать "продвижение вперед" и публично заверял, что текст будет готов к подписанию уже в июле.
Ельцин - Президент РСФСР
Между тем в РСФСР начались выборы Президента, которые первый раз носили всенародный характер и проходили на альтернативной основе. Хотя на всенародное голосование и было выставлено шесть кандидатур, избиратели в той ситуации руководствовались скорее выбором между все теми же "демократами" и "партократами". 12 июня 1991 г. в первом же туре выборов победу одержал Ельцин, получивший 57% голосов от принявших участие в голосовании. В результате этой победы Ельцин приобрел качественно новый статус, выходил на новый уровень легитимности. И этот уровень был на порядок выше, чем у его основного соперника по политической борьбе в тот период - Горбачева, который получил свои полномочия не от народа, а от представительного органа в лице Съезда народных депутатов СССР со всем известными маневрами по "процедурным вопросам".
Новый союзный договор
24 июля 1991 г. накануне очередного пленума ЦК, Горбачев торжественно заявил, что работа над текстом Союзного договора завершена. Текст, опубликованный 14 августа, носил крайне противоречивый характер. Так, было совершенно не понятно, что означает термин "суверенные" государства по отношению к республикам с точки зрения международного права, возникали вопросы о республиканской и союзной собственности, о степени широты республиканских прав. Невразумительно говорилось и о налоговых сборах с республик в союзный бюджет. Был обойден молчанием также и статус шести бывших республик СССР, которые не участвовали в Ново-Огаревском процессе (Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии). В ходе согласований республикам удалось добиться от Горбачева весьма существенных уступок, что свидетельствовало о его эволюции к менее консервативному курсу. Так, например, русский язык, сохранив статус языка межнационального общения, переставал быть государственным; главы республик участвовали в заседаниях союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК передавались в совместное ведение центра и республик. Однако этого показалось не достаточно, и Украина, например, дала понять, что при любом характере обсуждения она будет подписывать новый Союзный договор только после принятия своей Конституции. Все республики Средней Азии, не ставя в известность Москву, заключили между собой систему двухсторонних соглашений. Это очередное усиление центробежных тенденций имело весьма твердые основания, поскольку большинство участников Ново-Огаревского процесса были уже всенародно избранными президентами своих республик. Вместе с тем консервативно настроенные силы видели в тексте нового Союзного договора непосредственную угрозу "распродажи социалистической Родины". Единственной общей структурой в этой ситуации оставалась КПСС, которая стремительно распадалась.
Деградация КПСС
Летом 1990 г. состоялся последний в рамках Союза XXVIII съезд КПСС, который зафиксировал состояние идейного и организационного кризиса. В партии явно обозначились три основных течения - социал-демократическое, центристское и фундаменталистское. В 1989-1990 гг. из КПСС вышли компартии Латвии, Литвы и Эстонии. Процесс децентрализации охватил и родственные ей структуры - комсомол и официальные профсоюзы. На съезде Горбачев и его команда заявили об идее перестроить партию в духе западной социал-демократической модели. Хотя эта идея и была одобрена на последнем съезде партии в резолюции "К гуманному демократическому социализму", ее так и не удалось претворить в жизнь. На съезде из партии демонстративно вышел Ельцин, что стало сигналом для оттока "демократов" из рядов КПСС и основой для создания новой массовой партии. С осени 1990 г. начинается процесс выхода из партии рядовых коммунистов и самороспуска первичных партийных организаций на предприятиях, который наиболее активно проходил в высших учебных и научных заведениях. В начале июля 1991 г. Яковлев, Шеварднадзе и другие популярные в то время политические деятели призвали к созданию новой массовой организации - "Движения демократических реформ". 20 июля 1991 г. Ельцин подписал указ о департизации, согласно которому запрещалась деятельность партийных организаций и их комитетов на предприятиях и в организациях. Указ стал существенным фактором распада КПСС, "последней каплей", переполнившей "чашу терпения" консервативных и фундаменталистских сил. В конце месяца на пленуме ЦК Горбачев был вынужден признать, что из партии вышло 5 млн человек и ее численность сократилась с 21 до 15 млн человек.
Августовский путч
После окончания Ново-Огаревского процесса Горбачев, Ельцин и Назарбаев встретились для обсуждения "кадрового вопроса". Речь шла о персональном составе высшего руководства СССР после подписания нового Союзного договора, назначенного на 20 августа 1991 г. Между участниками встречи была достигнута договоренность об устранении наиболее консервативно настроенных "силовиков" - Язова, Крючкова и Пуго, а также премьер-министра Павлова, вызвавшего буквально ненависть народа после денежной реформы и апрельского повышения цен. После этой встречи Горбачев уехал в отпуск на крымскую дачу в Форос.
Это и подтолкнуло дальнейшее развитие событий. С 4 по 17 августа велась активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения. 18 августа в Форос приехали Бакланов, Шенин, Болдин, Варенников и Плеханов, которые ознакомили Горбачева с составом будущего Государственного Комитета по Чрезвычайному положению (ГКЧП) и предложили подписать соответствующий указ. Отказавшийся это сделать Горбачев в ночь с 18 на 19 августа был изолирован в своей резиденции. Утром 19 августа все средства массовой информации передали заявление ГКЧП о том, что Горбачев не может исполнять свои обязанности "по состоянию здоровья", а его полномочия переходят к вице-президенту Янаеву. В целях предотвращения хаоса и анархии в отдельных местностях вводилось чрезвычайное положение. Для управления страной был образован ГКЧП СССР, в который вошли министр обороны Язов и его первый заместитель Бакланов, председатель КГБ Крючков, министр внутренних дел Пуго, премьер-министр Павлов, назначенный исполнять обязанности Президента СССР Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В.Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленного строительства, транспорта и связи СССР А.Тизяков. Своими решениями ГКЧП приостанавливал действия политических партий и организаций, вводил цензуру, запрещал митинги и демонстрации. Одновременно он заявил о популистской программе экономических и социальных мер (обещал снизить цены на некоторые товары, предоставить всем горожанам дачные участки, оказать помощь селу и др.). Телевидение каждые полчаса транслировало эти заявления, передавая в перерывах почему-то балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро", ставший своеобразной визитной карточкой тех августовских дней.
19 августа в Москву были введены танки и бронетранспортеры, объявлен комендантский час. Это вызвало прямо противоположную реакцию горожан, часть которых отправилась к "Белому дому", где тогда располагался Верховный Совет РСФСР, в надежде получить хоть какую-то информацию. Российские политики (Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР Хасбулатов и Силаев) в своем заявлении "К гражданам России" назвали ГКЧП "реакционным, антиконституционным переворотом" и потребовали созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР.Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства, которое поддерживало все большее число москвичей. Вокруг "Белого дома" стали строиться баррикады, подступы к нему перегораживались троллейбусами и грузовиками, солдаты, оказавшиеся в городе по приказу ГКЧП, вовсе не собирались стрелять и вели себя вполне дружелюбно. Авторитет российского руководства, в котором видели единственный противовес ГКЧП, возрастал буквально час от часу, а эффектное выступление Ельцина, взобравшегося на танк, существенно прибавило ему популярности. Своим указом Президент России переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, включая КГБ, МВД и Министерство обороны. 21 августа "путчисты" вылетели в Форос, чтобы встретиться с Горбачевым, который их принять отказался. Через несколько часов туда же прибыли вице-президент РСФСР А.Руцкой и премьер-министр РСФСР И.Силаев. Лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд. Вечером 21 августа Горбачев вернулся в Москву, где реальная политическая власть уже принадлежала Ельцину. Оставалось лишь закрепить эту ситуацию юридически.
Референдумы о независимости республик
Августовский путч стал именно тем событием, после которого центробежные процессы вышли на качественно новый уровень. Начался распад СССР. Сразу же после прихода к власти ГКЧП, 20 августа 1991 г. парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики. Аналогичный документ на следующий день принял парламент Латвии. 24 августа, "исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной", Верховный Совет республики провозгласил ее независимым государством. До конца августа такие же документы были приняты в Белоруссии, Молдове, Азербайджане, Киргизии и Узбекистане.
Запрещение КПСС и курс на смену общественного строя в России
23 августа Горбачев, после возвращения в Москву, встретился с депутатами Верховного Совета РСФСР, которые в резкой форме потребовали от него распустить КПСС.Ему ничего не оставалось, как согласиться на это требование. Произнеся слова о своей приверженности коммунистическим идеалам, Горбачев оставил пост Генерального секретаря ЦК КПСС, распустил Центральный Комитет партии. Деятельность КПСС на территории РСФСР была приостановлена, а в ноябре 1991 г. указом Ельцина запрещена. Следствием этого стала ликвидация КПСС как единой общесоюзной партии. В райкомах в мешки ссыпались учетные карточки, связывались в стопки документы текущих архивов. Это вызывало у рядовых коммунистов противоречивые чувства - от возмущения одних до облегченного вздоха других. Некоторые в спешном порядке подкидывали под закрытые двери опечатанных парткомов заявления о добровольном выходе из партии "задним числом". Но большинство все-таки недоумевало по поводу целесообразности столь решительных действий, в очередной раз почувствовав себя "пешкой" в чьей-то большой политической игре.
Устранение с политической арены КПСС, хоть и не обладавшей уже прежним политическим авторитетом и силой, ликвидировало последнее препятствие для выполнения указа Ельцина "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР". Согласно этому указу, в собственность республики переходили все находившиеся на ее территории предприятия союзного подчинения. Под юрисдикцию России переходили Академия Наук СССР, все высшие учебные заведения. Россия прекращала финансировать союзные министерства и ведомства, кроме Министерства обороны, МПС и Минатома. 28 августа 1991 г. в юрисдикцию РСФСР был переведен Госбанк СССР и Внешэкономбанк СССР.Начался стремительный процесс кадровых замен на высшем государственном уровне. Руководителями средств массовой информации, новыми министрами и их замами, ректорами учебных заведений были назначены вчерашние соратники Ельцина или близкие в нему люди. Осенью - зимой 1991 г. в столице проходила "смена команд", аналогичные акции были проведены чуть позже и в регионах.
Горбачев всеми силами стремился возобновить ново-огаревский процесс, составляя еще один (но не сильно отличавшийся от прежнего) вариант Союзного договора. Однако ни с авторитетом Горбачева, ни с союзными структурами больше никто не считался. Каждая республика была в значительно большей степени озабочена собственными проблемами. В новом витке ново-огаревского процесса отказалась участвовать Украина, где на 1 декабря был назначен референдум о статусе республики. Его результаты были ошеломляющими: около 80% граждан, включая и русское население Крыма, южных и юго-восточных областей республики, проголосовали за независимость Украины. После этого избранный Президентом республики Л.Кравчук отказался от подписания Союзного договора в какой бы то ни было форме. 2 декабря 1991 г. Ельцин завил о признании независимости Украины. Последняя попытка политического компромисса, таким образом, потерпела поражение. Глубочайший экономический кризис, в котором оказались республики осенью 1991 г., вопреки логике нормального экономического развития, вел к усилению в них экономического изоляционизма. Они слишком устали от бесплодных попыток центра справиться с развалом экономики и теперь старались "выплывать" самостоятельно, увеличивая и без того негативное воздействие нарушенных хозяйственных связей.
Ликвидация СССР
Через неделю после украинского референдума, 8 декабря 1991 г., Ельцин, Кравчук и президент Белоруссии С.Шушкевич собрались в Беловежской Пуще и объявили, что СССР "как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Они также заключили соглашение, названное впоследствии Беловежским, согласно которому Россия, Украина и Белоруссия объединялись в Содружество Независимых Государств (СНГ). В течение двух последующих дней Беловежское соглашение было ратифицировано Верховными Советами трех республик, к нему также присоединились Армения и Киргизия. После этого распад СССР стал свершившимся фактом.
21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате главы 11 республик бывшего СССР подписали Декларацию в поддержку Беловежского соглашения. Таким образом, членами СНГ стали все бывшие союзные республики, кроме Грузии и республик Прибалтики.
В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. в 19 часов Президент СССР Горбачев сложил свои полномочия.